Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об антикоррупционной политике

ГлавнаяДокументыПротиводействие коррупцииПоложение об антикоррупционной политике
ГлавнаяДокументыПротиводействие коррупцииПоложение об антикоррупционной политике

Положение об Антикоррупционной политике
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кстовского  района»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – Политика) разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области о противодействии и предупреждении коррупции, и является базовым документом ГБУ «КЦСОН Кстовского района» (далее – Учреждение), представляющим комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Учреждения, а также соблюдение норм антикоррупционного законодательства работниками организации.

1.2. Антикоррупционная политика отражает приверженность Учреждения и ее руководства высоким этическим стандартам и принципам ведения открытой и честной деятельности в Учреждении, способствует поддержанию репутации Учреждения на должном уровне. Определяет ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм антикоррупционного законодательства работниками Учреждения.

1.3. Сведения о проводимых в Учреждении мероприятиях антикоррупционной направленности, реализуемых в рамках настоящей Антикоррупционной политики, закрепляются в Плане мероприятий по противодействию коррупции, разработанном на определенный период.

1.4. При выявлении необходимости совершенствования и внедрения в работу Учреждения иных, наиболее эффективных положений настоящей Политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий, либо при изменении требований законодательства, Учреждение осуществляет работу по

пересмотру и изменению настоящей Политики или антикоррупционных мероприятий.

1.5. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению коррупции от 08.11.2013 года, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 07.03.2008 года №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области», Кодексом этики и служебного поведения работников ГБУ «КЦСОН Кстовского района».

1.6. Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с настоящей Политикой и иными локальными нормативными актами, касающимися противодействия коррупции, и соблюдать принципы и требования данных документов.

  1. Цели и задачи осуществления антикоррупционной политики

2.1. Цели Антикоррупционной политики:

- формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Учреждении;

- разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению, устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию;

- формирование антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников Учреждения, клиентов, контрагентов к коррупционным проявлениям;

- минимизация риска вовлечения Учреждения, руководства Учреждения и работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность.

2.2. Задачами антикоррупционной политики являются:

- создание системы мер противодействия коррупции в Учреждении;

- устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению, обеспечение ответственности за коррупционные проявления;

- вовлечение работников и представителей общественности в реализацию Антикоррупционной политики в Учреждении;

- формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям;

- установление обязанности работников Учреждения знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы антикоррупционного законодательства, принимать участие в мероприятиях по предотвращению коррупции, формирование системы знаний о возможных коррупциогенных ситуациях для установления правил поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Учреждении;

- информирование работников Учреждения о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

  1. Понятия и определения, используемые в Антикоррупционной политике

В настоящем документе используются следующие понятия:

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Антикоррупционные стандарты – единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы (совокупность установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения).

Учреждение (организация) – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Коррупционный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Предупреждение коррупции - деятельность по антикоррупционной политике, направленной на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать существенное влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц.

Злоупотребление полномочиями - использование должностным лицом организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя (личная заинтересованность либо корыстная заинтересованность) или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

  1. Основные принципы антикоррупционной деятельности Учреждения

 Антикоррупционная политика Учреждения основывается на следующих ключевых принципах:

4.1. Принцип соответствия Антикоррупционной политики Учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным РФ международным договорам, законодательству РФ и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению.

4.2. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства учреждения в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

4.3. Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.

4.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

4.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников Учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя Учреждения за реализацию Антикоррупционной политики.

4.7. Принцип открытости хозяйственной и иной деятельности Учреждения.

Информирование контрагентов, партнеров, общественности и клиентов о принятых в Учреждении антикоррупционных стандартах ведения деятельности.

4.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

  1. Область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие

5.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

5.2. Положения настоящей Политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Учреждение вступает в договорные отношения. Антикоррупционные условия и обязательства должны быть закреплены в договорах, заключаемых Учреждением с контрагентами.

  1. Должностные лица Учреждения, ответственные за реализацию антикоррупционной политики

6.1. Директор Учреждения является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции, реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

6.2. Исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Учреждения директор назначает должностные лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

6.3. Ответственными лицами за реализацию Антикоррупционной политики в Учреждении являются:

- директор

- заместитель директора

- главный бухгалтер

- юрисконсульт

- специалист (инспектор) по кадрам

- заведующие отделениями социального обслуживания

- программист

- заведующий хозяйством.

6.4. Основные обязанности должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики:

- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в Учреждении;

- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Учреждении;

- разработка и представление на утверждение директору Учреждения проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками Учреждения;

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;

- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;

- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

- организация мероприятий по антикоррупционному просвещению работников;

- индивидуальное консультирование работников;

- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов;

- при необходимости разрабатывать план антикоррупционных мероприятий в Учреждении;

- иные задачи, функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящей антикоррупционной политикой.

6.5. В целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, выработки и реализации системы мер, направленных на предупреждение и ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях; повышения эффективности функционирования организации за счет снижения рисков проявления коррупции в организации образуется коллегиальных орган – Комиссия по противодействию коррупции.

  1. Обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

7.1. Общие обязанности работников Учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции:

Все работники Учреждения вне зависимости от должности и стажа работы в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:

- руководствоваться положениями настоящей Политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить, или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

- незамедлительно информировать непосредственного руководителя или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, директора Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать непосредственного начальника или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, директора учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

- сообщить непосредственному начальнику или иному лицу, ответственному за реализацию Антикоррупционной политики, о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов, одной из сторон которого является работник.

7.2. Специальные обязанности работников Учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции:

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в Учреждении:

- руководства Учреждения;

- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;

- лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

7.3. Как общие, так и специальные обязанности включаются в трудовой договор с работником Учреждения (в должностную инструкцию). При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре (в должностной инструкции) работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

7.4. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в локальном нормативном акте Учреждения.

  1. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

9.1. Работники Учреждения за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ).

9.2. Применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

  1. Выявление и урегулирование конфликта интересов

10.1. В основу работы по урегулированию конфликта интересов в Учреждении положены следующие принципы:

- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Учреждения при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

- соблюдение баланса интересов Учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;

- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) учреждением.

10.2. Работники в целях раскрытия и урегулирования конфликта интересов обязаны:

10.2.1. При принятии решений по деловым (хозяйственным) вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей:

- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

10.2.2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Учреждения руководитель Учреждения, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Учреждения обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, под которой понимаются случаи, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10.3. Учреждение берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов. Поступившая информация подлежит тщательной проверке уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

10.4. Способы разрешения конфликта интересов:

- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

- добровольный отказ работника или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

- временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

- передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

- увольнение работника из организации по инициативе работника;

- увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

10.5. Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Учреждения и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

10.6. Ответственными за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов являются непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, директор. Рассмотрение полученной информации проводится коллегиально.

  1. Порядок раскрытия конфликта интересов работником Учреждения и порядок его урегулирования

11.1. Прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов осуществляет инспектор (специалист) по кадрам.

11.2. Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников.

11.3. Виды процедур раскрытия конфликта интересов:

- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;

- раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения аттестации.

11.4. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устой форме с последующей фиксацией в письменном виде.

11.5. Для раскрытия сведений о конфликте интересов осуществляется периодическое заполнение работниками Декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения Декларации конфликта интересов, определяется директором Учреждения.

11.6. Учреждение берет па себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.

11.7. Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

11.8. Более детально вопросы, касающиеся конфликта интересов, рассматриваются в Положении о конфликте интересов ГБУ «КЦСОН Кстовского района».

  1. Внедрение стандартов поведения работников Учреждения

12.1. Важным элементом деятельности по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру Учреждения. В этих целях в Учреждении разработан Кодекс этики и служебного поведения работников ГБУ «КЦСОН Кстовского района (далее - Кодекс).

12.2. Кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. Кодекс устанавливает ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Учреждения в целом. Кодекс этики и служебного поведения закрепляет общие ценности, принципы и правила поведения работников Учреждения.

12.3. Отношения, при которых нарушается закон и принципы деловой этики, вредят репутации Учреждения и честному имени ее работников и не могут обеспечить устойчивое долговременное развитие Учреждения. Такого рода отношения не могут быть приемлемы в практике работы Учреждения.

  1. Консультирование и обучение работников Учреждения

13.1. В Учреждении проводится обучение работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

13.2. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.

13.3. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике:

- юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Учреждения по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Учреждения;

- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;

- поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;

- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

13.4. При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в Учреждении; руководящие работники; иные работники Учреждения.


Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст